Из истории плаката

Быстрое оформление
заказа или заявки на
просчет стоимости:
Чтобы воспользоваться формой, включите поддержку JavaScript и Cookies в браузере.

 

 

 

Плакаты - полиграфическая продукция большого формата, используемая в информационных и рекламных целях.

Популярность данных рекламоносителей состоит в охвате огромного количества самых разных слоев населения.

Плакаты как вид рекламной полиграфии нашёл широкое применение как для интерьерной, так и для наружной рекламы.

История плаката началась давно. Начало плакатам, возможно, было положено изображениями, созданными еще в Древнем Египте. Изображения содержали информацию о сбежавших рабах, торговые вывески, различные рисунки. Конечно, назвать их плакатами в современном смысле слова можно весьма условно. В Древней Греции и Риме, люди любили посещать спектакли, население увлекалось культурой и искусством, интересовались торговлей, поэтому плакаты информировали население о предстоящих событиях: концертах, спектаклях, торговых предложениях.

Считается, что именно эволюция шрифтовых театральных афиш и объявлений и привела к созданию современного плаката. В большинстве плакатов 19 века в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн). С течением времени наблюдается развитие стиля станковой картины, постепенный отказ от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически -картинного стиля.

До 2-й половины 19 века плакатом часто называли крупные гравюры, которые применялись для пропаганды и агитации (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии (17 век)).

Плакат всегда выполнял не только информационные, но и определенные рекламные функции. В 1482 году англичанин Бартольд использовал плакат для рекламы нового издания "Геометрии Эвклида". Судя по большому успеху плаката, идея была удачной. Реклама активно привлекала внимание покупателей. Поэтому принято 1482 год считать Днем рождения плаката.

Дальнейшее развитие плакат получил в 1796 году, тогда немец Иоган Алоизий Зенефельдер изобрёл способ печати изображений. Это позволило значительно удешевить изготовление плакатов. Изобретенный способ стал называться литография. Способ литографии состоял в нанесении изображения на специальный камень(известняк), который являлся печатной формой. Этот метод позволял быстро изготавливать большие тиражи. Плакаты печатались больших форматов, но оставались одноцветными. Хотя нужно отметить, что печатали их не только на белом, но и на цветном фоне.

В 1806 году Зенефельдер открыл в Мюнхене первую литографскую мастерскую. В первой половине 19 века века практически во всех крупных европейских столицах работали подобные мастерские.

Следующей страницой в истории создания плаката было появление метода хромолитографии (цветной литографии). В хромолитографии применялось несколько камней, по числу используемых в изображении красок. Отпечатками можно было произвести наложение цветов друг на друга, тем самым получить промежуточные цветовые тона. Благодаря изобретению метода хромолитографии, появилась возможность печатать многоцветные плакаты. Несмотря на сложность цветной литографии, результаты получаются весьма интересные, благодаря чему этот вид литографии продолжает существовать и развиваться.

Следующей разновидностью литографии, стал изобретенный в 1865 году метод фотохромолитографии. Технология этого метода основывалась на применении фотографического изображения. Благодаря методу фотохромолитографии, появилось возможность получать любые цвета, используя всего три краски - синию, красную и желтую. С изобретением этого способа печати, технологический процесс значительно упростился, появилась возможность более дешевой печати плакатов массовыми тиражами.

Уже в XIX веке были разработаны и использовались при производстве плакатов определенные правила дизайна этого рекламного продукта. Плакат должен привлекать внимание благодаря своей яркости и эффектности, текст и изображение плаката должны хорошо восприниматься с определенного расстояния даже движущимся человеком.

В начале XX века в рекламных плакатах наметилась тенденция к предметному, конкретному, изображению. Актуализировались требования к динамике композиции, метафоричности образа, условности цвета, обобщению форм.

Среди рекламных плакатов особое место занимают киноплакаты, рекламирующие фильмы. Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Они создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление передать жанр фильма, показать главных героев и пр.

Значительную роль в развитии плаката, как рекламного и агитационного средства, сыграла Россия.

Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) и следующей за ней гражданской войны большое распространение получил агитационный плакат. Он применялся для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п.

С событий 1917 года началась история политического плаката, выполнявшего агитационную, пропагандистскую роль. Плакат имел сильнейшее воздействие на умы и чувства людей, что играло значительную роль в ходе политических событий 1917 года.

Началом истории советского плаката можно считать работы группы художников, работавших в рамках проекта «Окна ТАСС». Создаваемые художниками изображения, тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Плакаты, выпускаемые Российским телеграфным агентством (теперь ТАСС) с сентября 1919 по январь 1921 года назывались "Окна РОСТА" или "Окна сатиры РОСТА".

В период индустриализации 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. Также активно развивается политический плакат.

1939—1945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны типографии Киева наполнили город плакатами в защиту мира. Плакаты поднимали дух народа, помогали им выжить и выдержать многие тяготы военного времени. Стоит упомянуть о самом известнейшем плакате тех лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе. Он появился всего спустя неделю после начала войны, и был издан миллионными тиражами, благодаря своей силе воздействия.

В 1920—1970 г. г. живопись, графика и фотоискусство активно входит в стилистику плаката.

Особым видом советского плаката являлись различные социальные плакаты. Печать плакатов преследовала много разных целей, основными из которых являлась борьба с пьянством, прославление идеалов социализма, антикапиталистическая пропаганда, прославление культа труда.

Роль рекламных плакатов советского времени их была не столь велика, как социальных или политических плакатов. Первой рекламой подобного рода можно считать рекламу акционерного общества «Добролет» (в дальнейшем – аэрофлот), призывающую население покупать акции акционерного общества «Добролет». Тем не менее - подобная реклама давала ощутимый эффект - капитал общества за год вырос больше чем в 2 раза. Рекламировались также и различные продукты питания, банковские услуги и т.д.

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии. Печати одноцветной пришла на смену печать цветная, ручные станки уступили место высокопроизводительным офсетным машинам.

Современные плакаты представляют собой многофункциональное изделие. Но, не смотря на многообразие различных видов использования, самым популярным остается рекламный плакат.

Итак, история современного рекламного плаката начала свое развитие в средние века. И с момента изобретения первых способов печати роль плаката со временем возрастает. Плакат и афиша выполняют по-прежнему и информационную, и рекламную, и агитационную роли. И судя по всему, плакат еще долго будет жить и развиваться, следуя за изменениями в обществе и, в свою очередь, помогая формировать эти изменения.